Андрей Широков
По-разному складывается путь человека в искусство. Одни приходят в него взрослыми людьми, осознающими свои желания и возможности. Путь других предопределен заранее самой жизнью.
К последним относится живописец Андрей Широков, родившийся в 1960 году в городе Кирове в семье художников.
Художником был его дед - портретист Алексей Широков, - проживший, к сожалению, недолго, так как погиб в годы Великой Отечественной войны.
Большой известностью в городе пользовалась бабушка Андрея - живописец и скульптор Фаина Шпак.
А его мама - талантливый мастер портрета, жанровой композиции и натюрморта Инна Широкова - продолжает плодотворно работать и в настоящее время.
Естественно, что родившись и воспитываясь в такой семье, мальчик просто не мог оказаться вне искусства. Поэтому его первые шаги в мир прекрасного были довольно традиционными. Сначала он постигал азы ремесла в детской художественной школе, затем в художественном училище, а позднее совершенствовал свое мастерство в Доме творчества Союза художников РСФСР «Академическая дача».
У Андрея, как и у других молодых авторов, были, конечно же, свои кумиры, но с самого начала творческого пути он никому не подражал, найдя собственную дорогу в сложный, бесконечно притягательный мир искусства.
У Широкова нет готовых рецептов, пригодных на любой случай, но есть принципы, от которых он никогда не отступает, несмотря на разные моды и веяния. Это принципы реализма, бережного, уважительного отношения к лучшим традициям русской художественной культуры.
Значительное место в творчестве живописца занимает портрет, в котором запечатлены его современники, чаще всего родные, коллеги, друзья. Не ограничиваясь передачей несомненного сходства с оригиналом, автор углубляет представление зрителей о портретируемых. Он верен традиционному реалистическому методу - идти от внешнего к внутреннему, от непосредственно воспринимаемого облика человека к его характеру и состоянию. Отвлекаясь от всего частного, случайного, но не нарушая при этом жизненной достоверности, художник создает запоминающийся образ.
Так, например, в портрете «Арам» (1995) буквально все - внешний облик человека, его поза, взгляд, жест рук, «говорящие» детали - позволяет понять, что перед нами
чувственная натура, любитель житейских благ, но при этом сильная, незаурядная личность, своего рода «хозяин жизни».
Особенно охотно Широков пишет молодые лица. Обаятельны его «девичьи» портреты, детские образы. Умело владея различными композиционными приемами, автор расширяет возможности своих портретных произведений. В некоторых из них он «одевает» модели в различные национальные костюмы «Портрет девушки в русском костюме»(1997); «Цыганочка» (1999); «Дениска в костюме пажа» (2002). Но портретируемые, ни в коем случае не демонстрируют наряд, а, напротив, органично с ним сливаются. Более того, костюм в немалой степени определяет композиционно-пластическую форму и цветовое решение работ, помогает выявлению внутренней сути изображаемых людей.
Знакомясь с произведениями Широкова, обращаешь внимание на свойственное ему чувство гармонии. Пожалуй, особенно это ощутимо в пейзаже. Данный жанр явно главенствует в творчестве мастера. В центре его внимания родная вятская земля, которую он старается познать во всем многообразии и неповторимости ее примет. Пейзажи художника не являются результатом умозрительного заключения или «кабинетного придумывания». Они подмечены в реально существующей конкретной местности, написаны с натуры. Но Широков далек от понимания пейзажа, как просто изображения ландшафта… Эмоциональное восприятие окружающего мира позволяет ему не только достоверно передать запоминающиеся приметы определенного уголка земли, но и уловить, донести до зрителя вызванные ими чувства и ощущения. Лирическая окрашенность - характерная особенность пейзажных полотен мастера.
Внимание Широкова привлекают все времена года, но прежде всего зима с ее неяркими солнечными деньками. Его зимние пейзажи радуют мягкой цветовой гармонией с преобладанием серебристо-серых, белых, голубовато-синих тонов, прозрачностью, особой светоносностью. Именно свет, организующий пространство в полотне, является тем внутренним началом, которое позволяет почувствовать настрой автора, его искреннее восхищение красотой и совершенством любимого края.
Определенное место в творчестве Широкова занимает натюрморт. Произведения данного жанра несут в себе образ жизни человека или печать его настроения, переданных через мир вещей, цветов, плодов, овощей. Художник любит материальную плоть предметов, но избегает дотошного копирования натуры. Через зримый облик он стремится идти к целостному образу и передавать свои ощущения зрителям «Натюрморт с пивом» (1998); «Натюрморт с рябиной» (2002).
Живя на родной земле, трепетно воспевая ее неброскую, но дорогую сердцу красоту, Андрей живо интересуется и иными краями. В 1990-е годы - первом десятилетии XXI
столетия он многократно посещает зарубежные страны. Но это, ни в коем случае нельзя назвать только ознакомительными поездками. Художник участвует там, в международных пленэрах, тесно общается с деятелями культуры Белоруссии, стран Балтии, Польши, Словакии, Греции, Японии, Италии, США…, благодаря чему получает определенные представления о тенденциях развития современного изобразительного искусства, обогащает свой жизненный багаж. И, конечно же, там Андрей много работает творчески и даже, открывает свои персональные выставки за границей.
За сравнительно небольшой промежуток времени художник успел поработать, причем неоднократно, в ставших близкими Польше и Греции, ему посчастливилось также побывать в Италии и Франции, а в последние годы он не раз посещал США, выполняя там, как, впрочем, и в других местах многочисленные произведения.
В своих полотнах Широков стремится постичь своеобразие национального колорита, народных обычаев, природы тех стран, где ему довелось поработать. Примечательно, что все это увидено глазами русского художника.
Однако, как бы ни были значительны и интересны зарубежные поездки, ничто не может заменить ему родные места. Поэтому, возвращаясь из дальних странствий на милую сердцу родину, Андрей как бы вновь припадает к ее животворным источникам и опять с увлечением пишет полюбившиеся места- леса, поля, реки, луга, сельские улочки, виды старой Вятки. В этих работах он стремится донести до зрителей свои мысли, чувства, переживания, напомнить о том, что нет ничего дороже и прекраснее земли, которую мы называем своей малой Отчизной.
Людмила Двинянинова.